Дополнительные общеразвивающие программы
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности секция «Волейбол»
Описание образовательной программы:
Программа учитывает различный уровень физической подготовки детей, их возрастные особенности, индивидуальные личностно-психологические характеристики.
Цель программы самореализация личности ребѐнка посредством приобщения к физической культуре и спорту при изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- владение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу.
Отличительные особенности данной программы: при достаточно ограниченном выборе обучающихся преподаватель зачисляет в секцию всех желающих заниматься волейболом.
Главным направлением учебной деятельности является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «Подвижные игры»
Описание образовательной программы:
Программа кружка «Подвижные игры» предназначена для освоения обучающимся 1-2 классов и рассчитана на использование следующих пособий:
Ушакова Е.В.: Подвижные игры. - Белгород: БелГУ, 2011, Волошина Л.Н.: Игра «Городки» в начальной школе. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010, Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова: Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Академия, 2010, 7.Лях В.И. «Программа физического воспитания» М. «Просвещение» , 2016. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2018 г.
Программа составлена на 2 года обучения.
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
Нормативно-правовой базой для составления дополнительной общеразвивающей программы «Подвижные игры» (далее – Программа) послужили:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года No 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г No196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) и др.
Направленность программы –физкультурно-спортивная
Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
«Подвижные игры» - кружок для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «Шахматная азбука»
Описание образовательной программы:
Нормативно-правовой базой для составления дополнительной общеразвивающей программы «Шахматная азбука» (далее – Программа) послужили:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года No 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г No196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Рабочая программа «Шахматная школа» предназначена для обучения шахматам в общеобразовательной школе. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, а так же с учётом того, что ранее шахматы не изучались. Программа рассматривается как система постепенно усложняющихся игровых заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий, способность действовать в уме.
XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, вредных привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «Конструирование и моделирование»
Описание образовательной программы:
Программа включает 3 основных раздела Lego-конструирование, конструирование изделий из различных материалов и 3-D-моделирование. Поэтому способствует формированию пространственного воображения, инженерного мышления, творческих способностей ребёнка, тонкой моторики рук, умения планировать свою деятельность и в ходе реализации идей продуктивно взаимодействовать с другими обучающимися. Основной упор делается на практические формы работы, работу с материалом, сборку действующих моделей из деталей, внесение изменений в конструкцию, работу с компьютерной программой по созданию 3-D модели. Результатом работы являются полезные изделия из древесных и искусственных материалов, модели из картона, изделия, напечатанные на 3-D принтере, а так же модели техники из деталей Lego конструктора.
Цель реализации программы:
Формирование научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских, профессиональных способностей учащихся через приобщение к техническому и художественному творчеству. развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.
Задачи:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «ЮНЭК»
Описание образовательной программы:
Программа «ЮНЭК» удовлетворяет существующий в сфере дополнительного образования социальный заказ со стороны государства, родителей и обучающихся. Так для родителей актуальной остается научно-познавательная сфера внеурочной деятельности, программа углубляет предметные знания, способствует интеллектуальному развитию школьников, базируется на исследовательском, практическом методе обучения и таким образом обладает развивающим потенциалом. Образовательный запрос государства программа реализует в части создания условий для работы с детьми, развития креативности, самостоятельности, критического мышления. Отличительные особенности программы заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских и практических навыков учащихся, их коммуникативных способностей. Занятия по программе связаны с
использованием оборудования центра образования «Точка роста». Содержание программы реализуется через практические формы работы: постановка опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции).
Цель: формирование основ экологической грамотности школьников.
Задачи:
- развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
- создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «Шахматная школа»
Описание образовательной программы:
Программа «Шахматная школа» имеет физкультурно-спортивное направление и предназначена для обучения шахматам в начальной общеобразовательной школе. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально-организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные
- научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Развивающие
- развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
- формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- развить навыки групповой работы;
- способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
- заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.
Воспитательные
- воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.
Дополнительная общеразвивающая программа кружок «В гостях у природы»
Описание образовательной программы:
Программа «В гостях у природы» удовлетворяет существующий в сфере дополнительного образования социальный заказ со стороны государства, родителей. Программа охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. В работе программы предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Задачи программы:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).